06:08 29.12.2014
Іван Гонта опубликовал запись

Палатинский музей: боги и люди древнего Рима

Едва ли не львиную долю экспонатов Палатинского музея составляют скульптурные изображения, найденные при раскопках храмов, дворцов и аристократических домов. Когда бродишь по залам, сначала кажется, будто люди и боги трудноотличимы друг от друга. Но это не совсем так.
В изображениях богов римляне более или менее прилежно следовали греческим оригиналам.
Прекрасная голоса Асклепия (Эскулапа) — прямое тому подтверждение.
Это римская копия примерно 2 века н.э. по греческому образцу первой половины 4 века до н.э. Выполнена из мрамора с греческих островов (аутентизма ради?)





Любителям скульптуры
Для контраста — забавная инсталляция: голова так называемого "Умирающего перса" (римская копия 2 века н.э. с оригинала из Пергама) под огнетушителем и плакатом; смешно ещё и то, что, хотя estintore по-итальянски действительно значит всего-навсего "огнетушитель", слово estinto означает также "угасший, усопший, скончавшийся"...
Своеобразный музейный гиньоль.


Головка мальчика во фригийском колпаке. Считается, что это может быть Ганимед.
Примерно та же история и датировка: Рим, 2 век н.э., по оригиналу 4 века до н.э.



У входа в зал со скульптурой установлены парные двойные гермы Аполлона и Диониса.
Первая половина 1 века н.э. Найдены в районе так называемой "лестницы Какуса" (место, где, по легенде, Геракл сразил страшного великана с неблагозвучным именем).
Стоят-то гермы эффектно, но снять их с разных сторон, и так, чтобы ничто другое не попало в кадр, практически невозможно.




Поскольку тут ещё и вход-выход, то часто внезапно появляются люди. Вот, чьи-то ноги торчат... Я их заметила уже когда разбирала снимки.





Без ног — только наискосок.




Витрина с очаровательныи головками. Тут уж точно все подряд, и поди разберись, где боги, где люди.




Хитрый рыжий мальчик. Да, античные статуи раскрашивались, это тот самый случай...
Читаешь аннотацию — да это же Амур! Он же — Эрот. Конец 1 — начало 2 века н.э. Греческий мрамор.



А это... не пойми кто. В аннотации стоит просто "голова юноши". 1 век н.э.



А далее, думаете, "голова девушки"? Нет, это Афродита! Примерно того же времени.




Вот тут — сразу верю: она, Афродита. Или Венера.
2 век н.э.




Афродита не всегда изображалась обнажённой или полуобнажённой (как Венера Милосская).
На следующем фото — Афродита типа "Гера Боргезе". 2 век по оригиналу 5 века до н.э.



Дело было, видимо, отчасти и в том, что у римлян Венера имела куда более широкий круг "обязанностей" и "полномочий".
Во-первых, она вообще считалась прародительницей Рима и римлян, поскольку они возводили своё родословие к Энею, внуку богини (этот миф вошёл в семейную генеалогию Юлиев Цезарей, а затем — и соответствующего императорского дома).
Во-вторых, Венера была у римлян богиней счастья, удачи и везения, в том числе в политических, военных и денежных делах (когда игроку в кости выпадала выигрышная "шестёрка", то это называлось "броском Венеры"). Храм Венеры на Капитолии был построен не ради веселья, а в честь победы Рима в очередной Пунической войне.
В-третьих... ну чем только эта богиня в Риме не занималась.
В общем, тут она была вполне серьёзной девушкой. Хотя иногда склонной к эксцессам.
Нимфы и хариты — другое дело, они по природе легкодумные и малоодетые.
Сидит себе нимфа эпохи Флавиев, прохлаждается, слушает лепет источника...

Правда, следующая статуя обозначена как "Афродита — Харита". Она одета, но как-то так достаточно прозрачно. Боги знают, что у неё было в голове...

Ещё более серьёзная, и даже суровая богиня — Артемида (Диана).





Вальяжный бог неведомой реки...
Датируется 192-235 годами н.э. Статуя украшала бассейн. Мрамор греческий, работа, видимо, римская.



Группа из четырех женских герм с Палатина, район портика Данаид. В музее не сказано, что это именно Данаиды.











Весёленький юный сатир, пытающийся разглядеть собственный хвостик :)
2 век н.э. по оригиналу 3 века до н.э.
Голова приделана гипсовая, сам мраморный.
Нужно заметить, что греческие сатиры вовсе не были козлоногими, а вот задорные хвостики у них непременно имелись. У этого то ли не успел вырасти, то ли отвалился...



Женская головка в архаическом стиле. Но это не архаика, а 1 век н.э.




Далее — собственно, люди. Хвалёные римские портреты. Иногда персонажи неизвестны, как тут: мужчина и мальчик. Но достаточно сравнить изображённого дяденьку с головой Асклепия, которую я поместила в начале поста, чтобы понять разницу между идеалом и реальностью.





Фрагмент мужского портрета августовской эпохи.
Отлично смотрится в рамке. Готовая инсталляция.



Портрет Фаустины Младшей, жены императора Марка Аврелия.
(Она мне напомнила эрмитажную "Сириянку" — видимо, из-за сходной причёски).



Между молодым Марком Аврелием и Антонином Пием — неизвестная дама. Видимо, тоже непростая.



В следующей группе центральный портрет можно принять за мальчиковое изображение, однако сказано, что это — девочка, причём, возможно, дочь Марка Аврелия.



Император Траян.



Голова какой-то вздорной и надменной тётки с архимодной причёской. Знакомый типаж, правда?



Мужской портрет, прозванный "Клавдием Готским".



Очаровательная девушка или молодая женщина очень интеллигентной наружности.



Позднеантичный мужской портрет. Да, варварство понемногу наступало... Но не так уже оно было плохо.



Решительная волевая тётенька, похожая на раннесоветских комсомолок и ударниц.



Римлянин с покрытой головой...
Вообще для римлян это не очень типичный "лук". Голову мужчины покрывали только в знак скорби. Ну, можно было также во время путешествий, военных походов или очень длинных зрелищ (чтоб не напекло). Но в военный поход не ходили в тогах, это была официальная городская одежда.



Нерон...
Это про него Светоний писал: лицо, дескать, красивое, но неприятное. В самую точку.
Мне это лицо напомнило одного нынешнего деятеля... Уж не буду говорить, какого.



Задумчивая римлянка...
Кстати, низкий лоб считался в античные времена очень красивым и женственным. Если природой было не дано, его "делали" посредством причёски. Выше такие изображения уже демонстрировались. Тут, видимо, тётенька изначально была низколобой.



Рядом с нею — не пойми кто: Гермес с головой Юлия-Клавдия.
Это... как?..



Напоследок — ещё витринка с головками. Три из них предположительно определяются как головы Аполлона, одна — самая фрагментарная, предпоследняя, — как, возможно, голова Венеры.




Наиболее сохранная из голов с симпатичной причёской.



А в музее есть ещё фрески и всякое другое интересное...
Но это — потом.

cleofide

...   

Читать далее...

Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
Декабрь 2014
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Подарки

Войти