06:08 10.01.2015
Іван Гонта опубликовал запись

Про венских крокодилов

Да. В городе венских классиков мне что-то упорно попадались... венские крокодилы. И вдруг показалось, что вторые могли иметь какое-то отношение к первым.


Эта зверюга дикой нечеловеческой красоты висит на стене в Музее города Вены.


Висит она не просто так. Это — историческая реликвия. Ибо когда-то украшала дом, в котором находился магазин колониальных товаров с забавным названием "Zum schmeckenden Wurm" (примерно — "Гад-дегустатор"). Сама вывеска выглядела тоже очень колоритно:

Адрес заведения был Вольцайле, дом 5 (Wollzeile 5). Это, естественно, самый-самый центр, но дом располагался в проходном дворе. Он сохранился, хотя вывеска уехала в музей.
Магазин существовал с 17 века и вплоть до 19-го. Название же связано с местной весёлой байкой: якобы, некий студент тщетно ухаживал за девушкой, жившей в том доме, и однажды с отчаяния долез до крокодила и всунул ему в зубы букет цветов. Девушка проигнорировала этот жест, букет постепенно завял, и венские зубоскалы обозвали крокодила "дегустатором" (schmecken — пробовать на вкус).

Так вот... Это уже из разряда "шанхайских барсов".
Взглянув на вывеску, я вдруг сообразила, что на ней изображена... едва ли не точнёхонько сцена из "Волшебной флейты", где Тамино, очнувшись после шока от столкновения с хищным пресмыкающимся, беседует с ряженым в птичьи перья Папагено рядом с поверженным гадом. А?..

Пара фрагментов: сперва стоит полюбоваться на огнедышащего гада (хотя Франсиско Аррайса поёт прекрасно, и дамы тоже), а затем — на гада поверженного и Папагено в перьях.







Вспомним, что по либретто Тамино — японец. Этого почему-то никто из режиссёров, ставящих "Флейту", не учитывает.
На вывеске, правда, скорее не японец, а китаец, но всё равно человек восточный и явно не мелкая сошка. В аборигене же слились черты Папагено и Моностатоса. А в замке на дальнем плане вполне могла бы обитать Царица ночи.

Нет никаких сомнений в том, что и Шиканедер, и Моцарт про магазин в Вольцайле знали и вывеску с крокодилом неоднократно видели. Конечно, начало первого акта "Флейты" — не воспроизведение вывески, однако, мне кажется, она могла дать толчок театральной фантазии Шиканедера.

А заодно и выясняется примерный облик чудовища, напавшего на Тамино. Если не видеть изображения на картинке, то можно трактовать слово Wurm как угодно. Змей, дракон, ящер. В постановках встречаются все варианты. Например, в старом добром спектакле, который до сих пор идет в венском Volkstheater, показан огромный змей, вполне достойный стать героем вагнеровского "Зигфрида" (а то обычно Фафнер там какой-то неубедительный). У Бергмана по сцене бегает дракоша динозаврового типа. В спектакле, сцены из которого я тут привожу — огромная ящерица.

Да крокодил он. Просто крокодил. И скорее всего, чёрный. Нет?..

Это был не единственный образец своего рода-племени, который мог быть известен современникам Моцарта и даже ему самому. В ратуше города Брно (Брюна во времена Астрийской империи) имеется чучело "Брюнского дракона". Про зверюгу рассказывали легенды, будто она наводила ужас на обывателей, пока на борьбу с гадом не вызвался некий хитроумный рыцарь, кое-что знавший о химии и физике. Он подсунул глупой твари коровью шкуру, набитую известью. После обеда дракон попил, ну и... чучелко само себя изготовило.
Очень эффективный приём бескровной борьбы с агрессивными, но непросвещёнными драконами; политикам стоило бы взять на вооружение.

На самом деле, всё было куда прозаичнее. Чучело настоящего крокодила было подарено в 1608 году Брюну венгерским королем Матиашем Вторым. Нетрудно убедиться, что это крокодил и больше никто.
Фото из Википедии.

Брно, конечно, уже не совсем Вена, но наши классики там бывали, хотя бы проездом.
Однако и в Вене крокодилы до сих пор в чести. Только теперь они белые и пушистые.

Именно такой мне попался на Ротентурмштрассе, ведущей от собора святого Стефана к Шведенплатц. Я шла взглянуть на то место, где когда-то стояла "мюллеровская галерея", в которую до осени 1807 года часто наведывался Бетховен, ибо там жила его возлюбленная Жозефина Дейм. Трудно сказать, попадались ли ему на пути крокодилы. Я бы не исключала такой возможности.

Ну, и чтобы завершить сюжет достойным аккордом...
Вы полагаете, что арфа — это инструмент исключительно нежный, изящный и мирно воркующий?
Ха, как бы не так!
В венском Музее музыкальных инструментов мне удалось отловить образец хищной и плотоядной арфы. Не крокодил, но родственница по разуму — это уж точно. Италия, предположительно 19 век, точная дата неизвестна. Но каким-то образом попала в Вену.

Этой палец в рот не клади...


В другом зале меня ждал уже крокодил почти настоящий. Духовой и язычковый. Их там было четыре штуки, но один — уж очень хорош. Он висел на стене, а другие лежали в футляре и вышли хуже.

Это так называемые "драконовые шалмеи". 16 век. Раритет. Считается, что могли использоваться в капелле императора Максимилиана Первого для придворных представлений (а там иногда фигурировали очень причудливые персонажи). Ну, например...

Картинка из того же музея. Не крокодил, однако, как говорится, "но тоже хороша".

Как-то так. До осени минувшего года мне вообще не приходило в голову, что может существовать какая-то связь между Веной, венскими классиками и крокодилами.
Но она существует.
Что и требовалось доказать.

cleofide
...   

Читать далее...

Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
Январь 2015
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Подарки

Войти