12:31 29.07.2018
Анастасия Бузько опубликовала запись

Секреты "Моны Лизы"

Когда "Мону Лизу" копировали ученики Леонардо, это воспринималось как должное. Современный художник Бэнкси тоже не считает воспроизведение легендарной картины плагиатом — в актуальном искусстве этот прием называется апроприацией.

В 1919 году дадаист Марсель Дюшан пририсовал Джоконде на открытке усы и бороду, подписал изображение непристойной аббревиатурой и объявил себя автором нового произведения искусства: ведь он поместил культурную икону в собственный контекст. Вполне в духе дюшановской концепции реди-мейд, согласно которой любой предмет, выставленный художником в галерее, считался авторским арт-объектом. В дальнейшем "Мону Лизу" "присваивали" многие известные творцы: Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския... В конце столетия появились термин "апроприация" (использование художником предметов и чужих произведений в собственных) и движение — апроприационизм. В XXI веке шедевр Леонардо не дает покоя звезде стрит-арта Бэнкси. Художник любит помещать узнаваемые сюжеты с картин и фотографий в неожиданный контекст и обыгрывает образ Джоконды в разных техниках, делая ее "соучастницей" своих "партизанских" акций.

VS07_035_KultiurniyKod.jpg
Нажмите для увеличения

Фото предоставлено IQ ART MANAGEMENT

"Мона Лиза", 2001 год

1. Техника. Изображение похоже на постер, оно нанесено на холст через трафарет краской из баллончика, как граффити на стену. Это любимая стилистика деятелей поп-арта. Самая узнаваемая дама эпохи Возрождения воплощена в актуальной манере Новейшего времени. Розовая "Мона Лиза" участвует в выставке Бэнкси, проходящей в Москве со 2 июня по 2 сентября 2018 года.

2. Цвет. Розовый в середине XX века благодаря голливудским кинозвездам стал ассоциироваться с гламуром — и его полюбили художники поп-арта. Впрочем, Бэнкси создал и вариант на зеленом фоне, проданный в 2006 году на аукционе за 57 600 фунтов.

3. Подпись. Визитная карточка граффитиста, на жаргоне — тег, бывает и сама по себе, без изображения. Особенно престижно оставить ее в месте, куда трудно или опасно добраться. Сначала Бэнкси рисовал граффити от руки, и подпись была первым элементом, который художник стал наносить через трафарет. Он перешел на трафаретные граффити из-за скорости исполнения: уличному художнику важно успеть, пока творческий процесс не прервала полиция.

"Улыбка Моны Лизы". 2004 год

2004-banksy-mona-lisa-at-th.jpg

"Модифицированное" изображение "Моны Лизы" художник пронес в Лувр, где находится оригинал, и приклеил к стене. Смайлик — пародия на улыбку Джоконды. Классический желтый смайлик придумал художник Харви Росс Болл в 1963-м году для печати на значках. К началу XXI века появились эмодзи. У Бэнкси эмодзи Джоконда стирает грань между массовой и элитарной культурой, как, собственно, все его творчество.

"Мона Лиза с базукой". 2001 год

9082733997_b6d59b9c35_o.jpg

Благодаря Бэнкси граффити стали считаться настоящим искусством, но, как и любой стрит-арт, многие из них недолговечны. Первый вариант "Моны Лизы" на стене в Сохо стерли через несколько дней. "Мона Лиза" Леонардо — идеал женственности и умиротворения. У Бэнкси много работ антивоенной тематики, вот и на этом граффити диссонанс между безмятежной улыбкой Джоконды и мощным современным оружием в ее руках бросается в глаза. По другой трактовке, ее спокойствие отражает пресыщенность благополучного общества новостями о кровавых вооруженных конфликтах, происходящих где-то далеко.

Галерея: Присвоенная "Джоконда"

2-Kazimir_Malevich_1914_Com.jpg

Около 1915

Казимир Малевич, "Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)"

033020.jpg

1919

Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q.

_EN_01103350_0012.jpg

1963

Энди Уорхол. "Тридцать лучше, чем одна"

01B5487W.jpg

1973

Сальвадор Дали. "Автопортрет a la "Мона Лиза"". "Джоконда" с лицом Дали вставлена в другую картину эпохи Ренессанса

_AP_05031702421.jpg

1983

Жан-Мишель Баския. "Мона Лиза"

ХУДОЖНИК
Бэнкси

01AP40X6.jpgСтавший знаменитым в конце 1990-х годов, граффитист и режиссер до сих пор не раскрывает своей личности. Поклонники творчества Бэнкси гадают, кто он такой. Основные версии:

1. Роберт Дель Ная, он же 3D, музыкант из группы Massive Attack. Дель Ная — талантливый граффитист и выходец из творческой среды города Бристоля, с которой связан и Бэнкси. Тот, в свою очередь, упоминал, что его вдохновляют граффити Дель Ная. При этом работы Бэнкси появлялись в разных городах мира в то же время, когда Massive Attack была там на гастролях.

2. Робин Ганнингем, уроженец Бристоля. Ученые из Лондонского университета королевы Марии использовали метод географического профилирования, который применяют криминалисты для поиска преступников-рецидивистов. Исследователи выявили совпадение географии граффити Бэнкси и перемещений бристольца Ганнингема, переселившегося в Лондон, — весомый аргумент в пользу версии, что это один и тот же человек.

3. Дэмиен Хёрст — один из самых известных современных художников. В ряде работ Бэнкси содержатся отсылки к творчеству Хёрста; у них есть и совместные картины. Товарищи граффитиста по цеху убеждены: его способность сохранять инкогнито при такой популярности можно объяснить только тем, что Бэнкси — это проект когото влиятельного и оригинально мыслящего. Например, Хёрста.

4. Тьерри Гетта, или Mr Brainwash (Мистер Промывка Мозгов), — художник, один из персонажей документального фильма Бэнкси "Выход через сувенирную лавку". Работы Гетта имеют успех на арт-рынке, но некоторые полагают, что его история из фильма и творческая манера придуманы Бэнкси или он и есть сам Бэнкси.

5. Джейми Хьюлетт — известный комиксист и основатель группы Gorillaz. С ним так или иначе связаны фирмы, с которыми сотрудничает Бэнкси.

6. Некий бристолец Робин Бэнкс. Считается, что от этой фамилии образован псевдоним художника.

Фото: POLARIS, AP / EAST NEWS, DIOMEDIA (X2), FAI/LEGION-MEDIA, GRAHAM C99 (CC-BY

Голосовать +3
Просмотров: 172
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

1
Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Подарки

Войти